Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки |
|
Позитивные установки |
Сказав так |
Подумайте о последствиях |
Вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить...» |
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению |
«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» |
«Горе ты мое!» |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями |
«Счастье мое, радость моя!» |
«Плакса-вакса, нытик!» |
Сдерживание эмоций, и утренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение; страхи |
«Поплачь, будет легче...» |
«Вот дурашка, все готов раздать...» |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм |
«Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!..» |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями |
«А ты как думаешь?..» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» |
Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания |
«Будь здоров, закаляйся!» |
«Ты совсем, как твой папа (мама)...» |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
«Папа у нас замечательный человек!»«Мама у нас умница!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению |
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоцио- нальное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность |
«Скажи мне на ушко, давай по шепчемся!..» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола |
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого» |
«Неряха, грязну ля!» |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей |
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей |
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!..» |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм |
«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» |
Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность |
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги |
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь...» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях |
«Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность |
«Смелее, ты все можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди...» |
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение |
«Давай я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» |
Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности |
«Держи себя в руках, уважай людей!» |
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
На консультацию к детскому психологу Вы можете записаться по тел: 223-72-72; 233-61-23