По каким критериям можно оценивать готовность ребёнка к школе?
Когда говорят о готовности к школе, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Л. Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённого блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные: они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
Традиционно выделяются четыре основных аспекта школьной зрелости: физиологический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Физиологическая зрелость – это нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Физиологический критерий предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения рук и глаз, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Таким образом, физиологическая готовность включает в себя:
-Уровень физического развития.
-Уровень биологического развития.
-Состояние здоровья.
-Состояние анализаторных систем.
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие основных видов движений.
-Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребёнка, словарный запас, кругозор. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Таким образом, интеллектуальная зрелость включает в себя:
- Запас системных знаний.
- Ориентировка в среде.
- Любознательность.
- Развитие речи.
- Развитие памяти.
- Образное мышление.
- Сенсорное развитие.
Эмоциональная зрелость– это умение регулировать своё поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательные задания. Эмоциональная зрелость включает в себя:
- Соподчинение мотивов.
- Работоспособность.
- Самоконтроль.
- Целеполагание.
- Оптимизм.
- Аккуратность.
- Мотивация и пр.
К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы, а именно:
- Обучаемость.
- Коммуникабельность.
- Толерантность.
- Нравственное развитие.
- Адекватные самооценка и уровень притязаний.
Это - фундамент, на котором строится готовность к получению знаний и умений: читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и др.
Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Соответственно этим аспектам выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и, особенно, интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлёк его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, также как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
На консультацию к детскому психологу Вы можете записаться по тел: 223-72-72; 233-61-23